14.01.2019
Утверждаю
Директор школы
_____ С.В.Колесниченко
Программа подготовки к ЕГЭ по русскому языку для учащихся 11 класса
МКОУ «Новоромановская средняя общеобразовательная школа»
Пояснительная записка
Ступень обучения, класс – среднее (полное) общее образование, 11 класс
Уровень – базовый
Программа рассчитана на 35 занятий
Программа подготовки к ЕГЭ курс имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 11 классе.
Общая характеристика
Программа подготовки к ЕГЭ по русскому языку» призвана актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Её главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Данная программа позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение (рецензия, эссе), которое создается на основе предложенного текста.
Особенностью данной программы является то, что она акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики. Уделяя внимание самоподготовке и взаимопроверке, учитывается разная степень подготовленности выпускников.
Так как в старших классах общеобразовательного (не гуманитарного) уровня на изучение русского языка отводится 2 часа, то проводить подготовку к Единому государственному экзамену на уроках не представляется возможным. Поэтому Программа подготовки к ЕГЭ является необходимой для успешной сдачи экзамена. Программа подготовки к ЕГЭ не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяются на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.
В материалах ЕГЭ по русскому языку встречаются задания, различающиеся по уровням сложности (базовый, повышенный и высокий). В связи с этим по- прежнему остается актуальным вопрос о дифференциации обучения русскому языку, позволяющей
с одной стороны обеспечить базовую подготовку, а с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету. Данная программа учитывает образовательные потребности учащихся.
Цели и задачи:
· обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку, необходимый для сдачи экзамена в формате ЕГЭ;
· подготовить учеников к тестовой части экзамена по русскому языку в формате ЕГЭ: тестам с выбором ответа и с открытым ответом
· формировать умение создавать собственный текст о тексте
Ученики должны иметь представление
о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку;
знать
· сведения о языке, соответствующие государственным программам и Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по предмету;
· содержание заданий ЕГЭ;
уметь
· применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста;
· оценивать высказывания с точки зрения соблюдения языковых норм;
· применять приёмы сжатия текста;
· понимать и интерпретировать текст;
· создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
· аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт.
Содержание тем учебного курса
Введение
Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.
Подготовка к заданиям 1- 25
Орфоэпия. Орфоэпические нормы.
Лексика и фразеология. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Паронимы, синонимы, антонимы. Стилистически окрашенная лексика. Лексика ограниченной сферы употребления. Индивидуально-авторские слова. Тропы. Фразеологические обороты.
Морфемика и словообразование. Значимые части слова. Основные способы образования слов. Морфемный и словообразовательный анализ слова.
Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические нормы.
Грамматические ошибки, связанные с их нарушением.
Синтаксис. Словосочетание. Типы подчинительной связи слов в словосочетании.
Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Синонимия синтаксических
конструкций. Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их
нарушением. Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры.
Орфография. Орфографические нормы.
Пунктуация. Пунктуационные нормы.
Текст. Понимание текста. Способы сжатия текста. Способы и средства связи предложений в тексте. Стили и типы речи.
Подготовка к сочинению
Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). Выявление и формулировка авторской позиции. Способы аргументации собственного мнения. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.
Комплексная подготовка к ЕГЭТренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.
Методы и приёмы обучения
На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности.
Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность),
учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком
(продуктивная деятельность). Для организации названных видов деятельности
применяются соответствующие методы обучения:
· Репродуктивный (например, при повторении темы «Словообразование»).
· Продуктивный (например, при работе над темой «Написание сочинения»). Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:
· Рассказ учителя(например,на занятии по словообразованию)
· Беседа(например,при повторении темы«Стили и типы речи»)
· Работа со словарями(на занятии«Орфоэпические нормы»).
· Анализ таблицы(например,при повторении темы«Н и НН в различных частяхречи»).
При этом используются приемы сравнения, постановки вопросов, составления схем, преобразования данной конструкции и т. д. Средствами реализации этих методов являются учебник, таблицы, тесты и т.п.
Учебно – тематический план
№ |
|
|
п/п | Наименование разделов, тем | кол-во занятий |
|
|
|
1 | Введение. Цели и задачи изучаемого курса | 1 |
|
|
|
2 | Подготовка к заданиям (уровень А и В). | 20 |
|
|
|
3 | Подготовка к сочинению (уровень С). | 8 |
|
|
|
4 | Комплексная подготовка к ЕГЭ. | 5 |
|
|
|
5 | Предэкзаменационная консультация | 1 |
|
|
|
Перечень учебно-методического обеспечения
Типовые варианты ЕГЭ
ЕГЭ 2017. Русский язык. Типовые тестовые задания. Пучкова Л.И.
ЕГЭ 2017. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ.
Мамона Т.Н., Сергеева Е.С. и др.
Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2017. Русский язык.
Цыбулько И.П., Бисеров А.Ю. и др.
Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ 2017. Русский язык.
Бисеров А.Ю., Соколова Н.В.
Экзаменационные материалы для подготовки к единому государственному экзамену.
ЕГЭ-2017. Русский язык.
Русский язык. Единый Государственный Экзамен. 2016. Тренировочные типовые задания с ответами. Малюшкин А.Б., Крамаренко Г.М.
ЕГЭ 2017. Русский язык. Тренировочные задания. Цыбулько И.П. Львова и др
Типовые (тематические) задания ЕГЭ
ЕГЭ 2016. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С).
Егораева Г.Т
ЕГЭ 2016. Русский язык. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ. Гостева Ю.Н., Львов
ЕГЭ 2016. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. Цыбулько И.П. и др. ЕГЭ 2016. Русский язык. Сборник заданий. Львова С.И., Цыбулько И.П. Подготовка к ЕГЭ на 100 баллов. Русский язык. (2012 )
Учебные (справочные) пособия для подготовки к ЕГЭ
ЕГЭ. Русский язык. Универсальный справочник. Гырдымова Н.А. и др. (2012) Русский язык: сборник заданий: методическое пособие для подготовки к экзамену. Пучкова Л.И. (2010)
ЕГЭ 2016. Русский язык. Репетитор. Цыбулько И.П., Львова С.И.
ЕГЭ-2016. Русский язык. Репетитор. Цыбулько И.П., Львова С.И.
Интернет-ресурсы:
1. Единый государственный экзамен: контрольные измерительные материалы (КИМ), открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий (ФБТЗ), методические письма / Электронный ресурс: режим доступа: [http://www.fipi.ru]
2. Русский язык и литература. База разработок / Электронный ресурс: режим доступа:
[http://pedsovet.su/load/27]
3. Русский язык и литература. Архив учебных программ: презентации, уроки, тесты, рефераты, visual basic, методика, учебные пособия / Электронный ресурс: режим доступа: [http://www.rusedu.ru/subcat_27.html]
4. Для учителя русского языка: поурочное планирование, разработки уроков, сценарии, документы / Электронный ресурс: режим доступа: [http://www.uroki.net/docrus.htm]
5. Открытый класс: коллекция мультимедийных презентаций к урокам русского языка
/ Электронный ресурс: режим доступа: [http://www.openclass.ru/node/25110]
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятия | Форма | Виды | Дата |
|
занятий | деятельности |
|
| ||
|
|
|
| ||
1. | Введение.Цели и задачи изучаемого | Мини-лекция | Работа с демо |
|
|
| курса. Знакомство с демоверсией, | практикум | вариантом, |
|
|
| кодификатором и спецификацией ЕГЭ. |
| бланками |
|
|
| Обучение заполнению бланков ЕГЭ. |
| ответов. |
|
|
2. | Подготовка к заданиям уровней А и В. | Мини-лекция, | Работа с КИМ, |
|
|
| Задание 1. Информационная обработка | практикум | заполнение |
|
|
| текстов различных стилей и жанров |
| бланков |
|
|
3. | Задание 2. | Мини-лекция, | Работа с КИМ, |
|
|
| Средства связи предложений в тексте | практикум | бланки |
|
|
4. | Задание 3 | Мини-лекция, | Работа с КИМ, |
|
|
| Лексическое значение слова | практикум | бланки |
|
|
5. | Задание 4. | Мини-лекция, | Работа с КИМ, |
|
|
| Орфоэпические нормы (постановка | практикум | заполнение |
|
|
| ударения) |
| бланков |
|
|
6. | Задание 5. | Мини-лекция, | Работа с КИМ, |
|
|
| Лексические нормы | практикум | бланки |
|
|
7. | Задание 6. | Мини-лекция, | Работа с КИМ, |
|
|
| Морфологические нормы (образование | практикум | заполнение |
|
|
| форм слова) |
| бланков |
|
|
8. | Задание 7. | Мини-лекция, | Работа с КИМ |
|
|
| Синтаксические нормы. Нормы | Практикум | заполнение |
|
|
| согласования. Нормы управления |
| бланков |
|
|
9. | Задание 8. | Мини-лекция, | Работа с КИМ, |
|
|
| Правописание корней | Практикум | бланки |
|
|
10. | Задание 9. | Мини-лекция, | Работа с КИМ, |
|
|
| Правописание приставок | практикум | бланки |
|
|
11. | Задание 10. | Мини-лекция, | Работа с КИМ, |
|
|
| Правописание суффиксов различных | Практикум | заполнение |
|
|
|
| бланков |
|
| |
12. | Задание 11. | Мини-лекция, | Работа с КИМ, |
|
|
| Правописание личных окончаний глаголов | практикум | заполнение |
|
|
| и суффиксов причастий |
| бланков |
|
|
13. | Задание 12. | Мини-лекция, | Работа с КИМ, |
|
|
| Правописание НЕ и НИ | Практикум | заполнение |
|
|
|
|
| бланков |
|
|
14. | Задание 13. | Мини-лекция, | Работа с КИМ, |
|
|
| Слитное, дефисное, раздельное написание | Практикум | заполнение |
|
|
| слов |
| бланков |
|
|
15. | Задание 14. | Мини-лекция, | Работа с КИМ, |
|
|
| Правописание -Н- и -НН- в различных | Практикум | заполнение |
|
|
| частях речи |
| бланков |
|
|
16. | Задание 15. | Мини-лекция, | Работа с КИМ, |
|
|
| Знаки препинания в простом осложнённом | Практикум | заполнение |
|
|
| предложении (с однородными членами) |
| бланков |
|
|
17. | Задание 16. | Мини-лекция, | Работа с КИМ, |
|
| Знаки препинания в предложениях | Практикум | заполнение |
|
| с обособленными членами |
| бланков |
|
18. | Задание 17. | Мини-лекция, | Работа с КИМ, |
|
| Знаки препинания в предложениях с | Практикум | заполнение |
|
| вводными и вставными конструкциями |
| бланков |
|
19. | Задание 18. | Мини-лекция, | Работа с КИМ, |
|
| Знаки препинания в сложноподчинённом | Практикум | заполнение |
|
| предложении |
| бланков |
|
20. | Задание 19. | Мини-лекция, | Работа с КИМ, |
|
| Знаки препинания в сложном предложении | Практикум | заполнение |
|
| с разными видами связи |
| бланков |
|
21. | Задание 20. | Мини-лекция, | Работа с КИМ, |
|
| Текст. Способы и средства связи | Практикум | заполнение |
|
| предложений в тексте. |
| бланков |
|
22. | Задание 21 | Мини-лекция, | Работа с КИМ, |
|
| Текст. Стили и типы речи | Практикум | заполнение |
|
|
|
| бланков |
|
23. | Задание 22 | Мини-лекция, | Работа с КИМ, |
|
| Лексическое значение слова. Синонимы. | Практикум | заполнение |
|
| Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы |
| бланков |
|
| Группы слов по происхождению и |
|
|
|
| употреблению |
|
|
|
24. | Задание 23 | Мини-лекция, | Работа с КИМ, |
|
| Средства связи предложений в тексте | Практикум | заполнение |
|
|
|
| бланков |
|
25. | Задание 24 | Мини-лекция, | Работа с КИМ, |
|
| Речь. Языковые средства выразительности | Практикум | заполнение |
|
|
|
| бланков |
|
26. | Подготовка к сочинению уровня С. | Мини-лекция, | Элементы |
|
| Тема, проблема, идея текста. Способы | Практикум | сочинения, |
|
| формулировки проблемы текста |
| анализ текстов |
|
27. | Виды комментария к проблеме. Выявление | Мини-лекция, | Элементы |
|
| и формулировка авторской позиции | Практикум | сочинения, |
|
|
|
| анализ текстов |
|
28. | Способы аргументации собственного | Мини-лекция, | Элементы |
|
| мнения. | Практикум | сочинения, |
|
|
|
| анализ текстов |
|
29. | Практикум по написанию сочинения. | Практикум | Работа в |
|
|
|
| группах, анализ |
|
|
|
| сочинений. |
|
30. | Практикум по написанию сочинения. | Практикум | Создание |
|
|
|
| текста, оценка |
|
31. | Практикум по написанию сочинения. | Практикум | Создание |
|
|
|
| текста, оценка |
|
32. | Комплексная подготовка к ЕГЭ.Тренинг | Практикум | Работа с КИМ, |
|
| в формате ЕГЭ. Индивидуальная |
| заполнение |
|
| коррекция ошибок. |
| бланков |
|
33. | Комплексная подготовка к ЕГЭ.Тренинг | Практикум | Работа с КИМ, |
|
| в формате ЕГЭ. Индивидуальная |
| заполнение |
|
| коррекция ошибок. |
| бланков |
|
34. | Комплексная подготовка к ЕГЭ.Тренинг | Практикум | Работа с КИМ, |
|
| в формате ЕГЭ. Индивидуальная |
| заполнение |
|
| коррекция ошибок. |
| бланков |
|
35. | Предэкзаменационная консультация | Практикум | Анализ работ, |
|
|
|
| рекомендации |
|
|
|
| преподавателя. |
|
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.10.2018
Дата обновления: 14.03.2019
Дата публикации: 14.01.2019